Феномен мозаики
Мозаика интересна, прежде всего, своей невероятной конкретностью. Она, как правило, находится на границе двух больших знаковых сред – воздуха и земли, на поверхности, где скапливается живая реакция солнца, здесь ее происхождение. Конкретное положение мозаики определяет ее знаковую специфику. В этой пограничной форме мозаика имеет в себе образы двух стихий.
Смысл мозаики заключен в том, чтобы проявить некие версии «внутренней темы» стены, она не просто познается долевым пространством, но одновременно дает зрителю предчувствие какой-то иной среды. Внутреннее содержание стены всегда таинственно. Герметичность ее образа вскрывается фресками и мозаиками. Они наполняются невидимым соком стены.
Мозаика появилась в 3-4 тысячелетии до нашей эры в виде керамических гвоздиков, вбитых в глинянную стену и защищающих поверхность стены от размывания. В этом мозаика родственна первым кирпичам, которые не служили конструкцией, а были защитными.